Кишинёв и Приднестровье

январь 2018 года

Итак, к началу 2018 года из европейских стран бывшего СССР у нас осталась непосещенной только Молдавия, поэтому вопрос, куда ехать на новогодние выходные, у нас не стоял: конечно, Кишинёв!

Молдавские авиалинии несколько насторожили нас, за месяц до вылета отменив рейс, на который мы купили билеты, правда, предложив другой рейс на ту же дату. Но в остальном эта авиакомпания оставила о себе самые положительные впечатления. Все быстро, организованно и в Москве, и в Кишинёве (и это учитывая, что в Кишинёве у Air Moldova масса стыковочных рейсов в самых разных направлениях), и вкуснейший сэндвич, несмотря на то, что перелет длился менее двух часов.

Поскольку мы прилетели более поздним рейсом, чем было запланировано изначально, в первый день сразу направились в отель и познакомиться с Кишинёвом не успели, а на следующий день у нас была запланирована поездка в Приднестровье. Для нас было большим удивлением узнать, что основным поводом для конфликта в Приднестровье были разногласия в отношении государственного языка. В итоге Молдавия до сих пор не может определиться, какой же язык в республике является государственным, т.к. разные законы устанавливают в качестве государственного языка как молдавский, так и румынский. Сами молдаване считают, что говорят на румынском. А вот в Приднестровье неопределенности нет, основным языком признается русский, но и молдавский, и украинский также считаются официальными языками.

На въезде в Приднестровскую Молдавскую Республику все очень серьезно: граница, блок-посты, пограничники молдавские, пограничники приднестровские, представители миротворческих сил с автоматами наперевес. Наш гид нам долго рассказывала о том, как осуществляется въезд в Приднестровскую Молдавскую Республику (заполняются миграционные карты, а для тех, кто планирует задержаться более, чем на 10 часов, необходима также регистрация в миграционной службе). Но на деле все оказалось неожиданно гораздо проще: на период новогодних праздников гражданам России, Украины, Белоруссии и стран Европейского союза не требуется даже заполнять миграционную карту. Вот таким образом в Приднестровье привлекают туристов, и это очень правильно, потому что там есть что посмотреть.

Мы побывали в Бендерской крепости в городе Бендеры практически с индивидуальной экскурсией, потому что экскурсовод специально пришла в крепость, чтобы провести экскурсию исключительно для нас, ходила со связкой ключей, открывая по очереди все экспозиции. Крепости более 500 лет, она неоднократно переходила от русских к туркам, в ее штурмах участвовали и Потемкин, и Кутузов, в ее стенах несколько лет провел шведский король Карл XII после поражения в Полтавской битве. Сейчас крепость находится в стадии активной реконструкции, надеемся, что это поможет привлечь больше туристов, потому что крепость действительно интересная.

Потом мы прогулялись по городу Тирасполю, где атмосфера нам показалась очень тихой и спокойной. Люди на улицах доброжелательные, охотно вступали в разговор, видя, что мы туристы, и горя желанием поделиться своими знаниями о городе. В заключение мы заехали в магазин при Тираспольском винно-коньячном заводе «KVINT», где основательно закупились различного рода бодрящими напитками и (внимание!) черной икрой, которую, как оказалось, производят поблизости от Тирасполя на специальных фермах. Цена для российских граждан на этот деликатес более чем доступная. И в этом же магазине получили на сдачу пластиковую монету, что, конечно, свидетельствует о сложном экономическом положении на этой территории, потому что такие монеты были введены в обращение в Приднестровье совсем недавно - в 2014 году.

На следующий день у нас состоялась обзорная экскурсия по Кишинёву. Несмотря на то, что первые упоминания о Кишинёве относятся к 1436 году, статус города он получил только в 1818 году после вхождения в состав Российской империи. Мы посмотрели на Спасо-Преображенский собор, Арку Победы, побывали в Парке Стефана Великого, познакомились с биографией самого Стефана Великого и Дмитрия Кантемира. Вроде бы мы знали, что Кантемир был сподвижником Петра I, но только сейчас поняли, почему в Москве есть станция метро «Кантемировская».

На следующий день мы самостоятельно гуляли по Кишинёву, посетили Национальный музей этнографии и естественной истории, который произвел на нас хорошее впечатление, потому что там большая и разнообразная экспозиция (геологическая, палеонтологическая, зоологическая, энтомологическая, археологическая, этнографическая и нумизматическая).

Мы поднялись на Водонапорную башню, с которой можно посмотреть на Кишинёв сверху. Не очень высоко для проживающих на 21 этаже, но все-таки панораму города можно увидеть. К сожалению, вид открывается достаточно унылый, есть разрушенные здания, все серое, невысокое и какое-то невнятное.

Во время прогулки по городу увидели парк развлечений с колесом обозрения, который мы не могли пропустить по требованию младшего члена нашей группы. Впечатлений масса: такого старого, ржавого и скрипящего колеса обозрения мы не видели еще нигде. Тем не менее мы совершили подвиг, прокатившись на нем два раза. Другие аттракционы по своему состоянию не отличаются от колеса обозрения, такие же некрашеные, старые и скрипучие. В парке мы были вечером, других посетителей можно было пересчитать по пальцам одной руки, темнело, с реки наползал туман, и возникало непреодолимое ощущение, что мы находимся в экранизации романа Стивена Кинга, а из зарослей парка на нас сейчас поползут монстры. Поэтому мы предпочли побыстрее слинять, мало ли что.

На самом деле с детскими площадками в Кишинёве совсем плохо. Мы видели много разрушенных площадок, где остались только ржавые остовы, но в центре города наткнулись на хороший детский городок с привычными нам горками и качелями. Это показалось удивительным, но все стало понятно, когда я наткнулась на объявление, в котором власти Кишинёва всеми возможными вежливыми выражениями выражали благодарность Европейскому союзу за то, что он выделил деньги на строительство этой детской площадки в центре Кишинёва. Грустно, конечно, что единственная детская площадка в столице Молдавии построена на деньги Евросоюза.

Ну, и, конечно же, вы не были в Молдавии, если не побывали на заводе, где производятся вина. Мы поехали на экскурсию на завод в городе Крикова. Желающих посетить винный завод туристов было гораздо больше, чем, к примеру, желающих ознакомиться с экспозицией этнографического музея (интересно, почему?). Организация экскурсии нам очень понравилась: так как территория завода большая и подвалы завода расположены в известняковых пещерах большой протяженности, туристов возят по ним на электропоездах, что придает экскурсии дополнительные эмоции. Дегустация тоже имела место, вина вполне достойные. Мы, конечно, никогда не задавались целью оценить ассортимент молдавских вин в России, но у нас сложилось впечатление, что в России они гораздо худшего качества. Закупившись напитками и здесь, мы посчитали, что знакомство с Молдавией можно считать завершенным.

В итоге поездка в Молдавию была очень познавательной, но больше всего нас впечатлило посещение Приднестровья – там нам показалось спокойнее, дружелюбнее и даже более туристически привлекательно.

Mobirise

Тунис

В Тунис мы собирались поехать неоднократно, но по разным причинам откладывали поездку в эту страну. И вот наконец решили, что откладывать дальше не стоит и пора посетить Тунис.

Иордания

Несколько лет назад мы уже рассматривали Иорданию как возможный вариант для путешествия, но тогда по причинам, о которых уже сейчас не вспомнить, решили отказаться от поездки.

Mobirise

Армения

Вопрос, куда ехать на новогодние выходные, у нас не стоял. Грузия и Азербайджан уже имелись в списке посещенных стран, очевидно, что путь наш лежал в Армению, так как хотелось завершить посещение Закавказья.